Безусловно, как социолог Сорокин изучал общества, процессы и взаимоотношения в нем. Но для этого он использовал свои методы.
Сорокин разделил социологию на
теоретическую и практическую.
Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:
1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
3. социальную генетику; «Задача генетической социологии – дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»
Социология
практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.
Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия» – писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям».
В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды; их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.).
Два периода в творчестве Сорокина («русский» и «американский») сохраняют интегральную сущность всех его работ. Главное отличие молодого и зрелого Сорокина в глобализме осмысления социологических аспектов широко понимаемой им культуры.
Сорокин предлагает наблюдательный подход, вопрошая: «Какие группы в человеческих популяциях являлись постоянными и сильными группами?» И, в свою очередь, какие ключевые значения, ценности и нормы определяли их в историческом контексте? На основании этого подхода Сорокин различает типы, приведенные в табл. 1, и утверждает, что они обусловливали основные линии социальной дифференциации и какое-то время определяли судьбу человечества.
2.
Важнейшие многосвязные группы (Комбинация двух или более). Каждая группа в приведенной классификации, в свою очередь, может быть подразделена и охарактеризована с точки зрения нескольких вторичных черт. Например, группы могут различаться размерами: большие и маленькие. Они также могут отличаться по протяженности их организации, по типам социального контроля и на основе их стратификационных систем. Продолжительность жизни групп, способ, при помощи которого индивиды входят в группу и выходят из нее, также могут служить в качестве разграничителя групп односвязных ценностей).
Когда Сорокин рассуждает о родственных характеристиках односвязных групп, он опирается на свои аналогии из области химии. В химии родственность определяется притяжением между элементами, позволяющим образовывать соединения. Сегодня химики могут определять основные комбинации родственных элементов. В социальном знании такой возможности нет. Сорокин обращает внимание (исследует) двусвязные группы, оформленные на основе таких родственных связей как раса, принадлежность к одному роду, пол, возраст и территория. Отталкиваясь от этих основных соединений «социологической химии», он предлагает структурную модель усложнения группы.
Прочее о социологии:
Заключение.
В работе мы проанализировали типы семей, выделили среди них актуальные для социальной работы: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.
Пере ...
Брак – основа семейных отношений
«Брак
– это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».1
Иными словами, брак – ...
Организация работы по ориентированию и мобильности
с людьми потерявших зрение в ВОС. Вводное занятие
Цель занятия
– на данном этапе определяется имеющийся уровень навыков ориентировки и мобильности, исследуется ориентационные возможности незрячего и их дальнейшее развитие. Выясняется, что конкретно хочет получить ученик от занятий на ку ...