Как видно из таблицы, семья приносит «радость» молодым семьям чаще, чем семьям старших возрастных групп, правда, справедливости ради следует отметить, что и источником «заботы» она является для них менее всего. По всей видимости, последнее связано с отсутствием в семье детей (о которых нужно заботиться), некоторым эйфорическим недопониманием масштабов экономического и психологического «груза» ответственности за семью в целом и за каждого её члена в отдельности и, наконец, жизненным оптимизмом, которым молодое поколение обладает в большей степени, чем последующие. Заметим, что практически вдвое меньше респондентов из молодых семей рассматривают семью как источник «покоя». Это вполне естественно, поскольку молодая семья проходит период взаимного узнавания и «притирки». Источником беспокойства становится несходство характеров, привычек и вкусов.
В повседневной жизни молодой пары не всё происходит гладко. Это связано с тем, что молодые не всегда умеют разрешать конфликты, но при этом менее других склонны обращаться за помощью к специалистам.
Распределение ответов на вопрос: «Вы чувствовали бы себя в семье комфортнее, если бы …», %
Стаж семейной жизни |
Могли лучше относиться к близким |
Близкие лучше относились к Вам |
Умели разрешать проблемы |
Получили бы помощь специалиста |
Соответствовали ожиданиям близких |
Не мешали обстоятельства |
До года |
3,08 |
12,31 |
40,00 |
3,08 |
4,62 |
36,92 |
1-3 года |
3,50 |
14,01 |
34,24 |
11,28 |
3,50 |
33,46 |
3-5 лет |
5,39 |
14,94 |
33,20 |
9,54 |
5,39 |
31,54 |
5-10 лет |
6,61 |
11,36 |
33,88 |
8,47 |
4,96 |
34,71 |
10-15 лет |
5,70 |
14,01 |
35,39 |
10,69 |
4,75 |
29,45 |
Свыше 15лет |
6,40 |
16,30 |
31,44 |
8,15 |
2,33 |
35,37 |
Всего |
5,75 |
14,29 |
33,55 |
9,10 |
3,94 |
33,46 |
В.П.Меньшутин считает, что адаптационный процесс значительно усложняется вследствие того, что каждый из супругов приносит опыт родительской семьи, супружеских отношений родителей: довольно часто в молодой семье сталкиваются и переплетаются между собой две «психологии»: «психология» семьи, где вырос муж, и «психология» родительской семьи жены.
Т.А.Гурко, рассматривая проблему стабильности молодой семьи, полагает, что сложности во взаимоотношениях молодых супругов обусловлены прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. В прошлом преобладали традиционные образцы поведения мужа-отца и жены-матери, когда мужчина выполнял роль главы семьи, ее кормильца и носителя социального статуса, а женщина – хранительницы домашнего очага, хозяйки и воспитательницы детей. В настоящее время в результате массового вовлечения женщин в производственную деятельность, роста уровня их образования, широкого распространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковый социальный статус и заработок, на равных участвуют в принятии семейных решений. В то же время в обществе функционируют представления о семейных ролях и обязанностях супругов, недостаточно соответствующие реальности: с одной стороны, ожидания определенной части населения связаны с традиционной семьей; с другой – укрепляется мнение о прямом равенстве мужчины и женщины в выполнении семейных функций.
Прочее о социологии:
Изучение социальной работы с лицами, освобождающимися из мест лишения
свободы. Административные обязанности по отношению к
лицам, освобождающихся из мест лишения свободы
Освобождение из ИУ лиц, отбывших наказание, включает в себя:
- проведение беседы с каждым из осужденных о жизненных планах после освобождения, предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения жильем и устрой ...
Эпоха абсолютизма (XVIII в.)
В эпоху абсолютизма число женщин, открыто торговавших собой на улицах и площадях, было велико не 'Только потому, что это считалось наиболее лёгкой для женщин формой заработка, но и потому, что тогда у женщины вне семьи не было никакого де ...
Специфика детско-родительских отношений в
дошкольном возрасте
Для того, чтобы понять специфику детско-родительских отношений дошкольников, обратимся к основным психологическим характеристикам данного возраста.
Ведущая деятельность дошкольника – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенк ...