Символический интеракционизм (Г. Блумер, А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс и др.) в своих теоретических построениях делает главный акцент на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.
По мнению самих американских социологов, символический интеракционизм стремится к описанию человеческих взаимодействий и общества с позиций приспособления и отказа от приспособления друг к другу игроков в игре. Поскольку игры имеют правила, символические интеракционисты предпочитают фокусировать внимание на том, как игроки в зависимости от хода взаимодействия создают, поддерживают и осознают правила игры.
Создателем теории символического интеракционизма является американский ученый Дж. Герберт Мид (1863-1931). Сам Мид считал свою социальную психологию бихевиористской на том основании, что она начинается, с наблюдения реального протекания социальных процессов.
Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (межиндивидуальных взаимодействий); попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. Особое значение придается языковой символике. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.
Мид рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает, согласно Миду, превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого Я. Сознательная регуляция поведения описывается как непрерывное соотнесение представления о своей роли с представлением о самом себе, со своим Я. Я как то, что может быть объектом для самого себя, является, в сущности, социальным образованием и возникает в ходе реализации социального опыта.
Согласно концепции символического интеракционизма в изложении
Г. Блумера (1900-1987), люди действуют по отношению к объектам, ориентируясь прежде всего на значения, которые придают этим объектам, а не на их субстанциональную природу. Эти значения формируются и переформировываются в процессе социального взаимодействия. Социальная реальность далека от того, чтобы быть стабильной. Она подвижна и является продуктом взаимосогласования значений между тесно взаимосвязанными совокупностями действующих лиц . Эти лица вовлечены в бесконечный поток интерпретаций, оценок, определений и переопределений ситуаций, так что лишь четкие индуктивные процедуры могут помочь в деле объяснения поведения.
Следуя терминологии М. Вебера социологи называют символический интеракционизм «теорией действия». Другие именуют его «ролевой теорией». [4, с.142]
Прочее о социологии:
Социология Вильфредо Парето
Вильфредо Парето (1848 - 1923), известный итальянский социолог, родился в Париже в знатной семье. С детства, свободно разговаривал на обоих языках, но при этом все же ощущал себя гораздо больше итальянцем, чем французом. Парето получает к ...
Кризис семьи и ее будущее
Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семе ...
Женский алкоголизм
Согласно статистическим данным, относящимся к послевоенному периоду, в нашей стране возраст большинства женщин, злоупотребляющих алкоголем, превышал 40 лет. Начиная с середины 60-х гг. наблюдается омоложение женского пьянства и алкоголизм ...