Анализ полученных результатов позволяет сделать определенные выводы. По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты других стран или средние международные результаты. Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет:
33-38 по естественнонаучной грамотности;
32-36 по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран);
37-40 по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и 27-29 в 2000 году из 32 стран).
По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования по математике не произошло существенных изменений, а по чтению результаты стали статистически ниже, чем в 2000 году.
Самых высоких уровней естественнонаучной и математической грамотности, а также грамотности чтения достигает небольшой процент российских учащихся:
0,5% 6-й уровень по естественнонаучной грамотности;
1,7% 6-й уровень по математической грамотности (1,6% в 2003 году);
1,7% 5-й уровень по грамотности чтения (1,7% в 2003 году и 3% в 2000 году).
Для сравнения в лидирующих странах, например, в Финляндии:
3,9% по естественнонаучной грамотности;
6,3% по математической грамотности (6,7% в 2003 году);
16,7% по грамотности чтения (15% в 2003 году и 18,5% в 2000 году).
Определенный в исследовании 2-й уровень грамотности (естественнонаучной, математической и чтения) выбран в качестве некоторой границы, базового уровня. Считается, что учащийся, достигший этой границы, начинает демонстрировать наличие умений, которые обеспечивают ему возможность активно использовать полученные в школе знания в соответствии с определением функциональной грамотности, которое принято в исследовании. Согласно полученным данным начинают проявлять способность применять полученные в школе знания 90-97% учащихся лидирующих стран, что значительно превышает процент таких учащихся в России (естествознание – 77,8%, математика – 73%, чтение – 64,3%).
В заключение следует сказать о том, что состояние математической грамотности и грамотности чтения 15-летних российских учащихся, которая проверяется в рамках широкомасштабного исследования PISA, в 2006 г. осталось на том же невысоком уровне, который был зафиксирован на предыдущих этапах исследования в 2000 и 2003 гг. В то же время, начиная с 2003 года, многие страны, учитывая результаты, показанные в исследовании PISA, пересмотрели требования к образовательным достижениям учащихся, что позволило им обеспечить целенаправленную подготовку учащихся к выполнению подобных заданий.
Таким образом, оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования дает нам полное представление о динамике развития образовательной системы и, как следствие, о степени эффективности учебных процессов.
Прочее о социологии:
Социальные факторы юношеской сексуальности.
Самые важные из них – религия, социальное происхождение и уровень образования.
Более религиозные юноши и особенно девушки позже других вступают в сексуальные отношения и стараются увязать это с матримониальными намерениями.
Рабочие и вы ...
Пример программы решения проблемы прямого транспортного сообщения между
городами Камышлов и Каменск – Уральский для пациентов онкологического
диспансера
Цели:
1 Решение проблемы отсутствия прямого автомобильного сообщения городов Камышлов и Каменск – Уральский;
2 Повышение эффективности лечебного процесса пациентов и наблюдаемых в онкологическом диспансере №3 г. Каменск – Уральский.
За ...
Факторы,
определяющие содержание межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве
"
В начале массовых межэтнических конфликтов, в частности после событий в Алма-Ате (в 1986 г), Якутии (1986 г), Сумгаите (1988 г), в связи с национальными движениями в Армении и республиках Прибалтики, первые объяснения их причин в С ...