Проблема оценки качества образования является, в настоящее время, одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования, как на федеральном, так и на региональном, уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.
Стратегия развития образования в Российской Федерации, реализация приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 г.г. предусматривают решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества общего образования за счет реализации программных мероприятий в рамках региональных систем оценки качества образования (СОКО).
Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. [10]
К основным задачам системы оценки качества образования относятся:
1.Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.
2.Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).
3.Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.
Основным документом, определяющим систему оценки качества образования образовательного учреждения, является образовательная программа. Составной частью данной программы является комплексная программа управления качеством образования, которая имеет следующую структуру:
1. Информационно-аналитическое обоснование программы.
2. Научно-теоретические основы управления качеством.
3. Основные направления программы.
4. Структура управления качеством образования. Механизм управления качеством образования.
5. Технологическая карта мониторинга.
6. Этапы реализации комплексной программы «Качество».
Для оценки качества образования Федеральной целевой программой «Развитие образования на 2006-2010г»[11] определены критерии.
Качество образования складывается из трех частей: качество информации, качество преподавания, качество усвоения.
Критерии качества информации.
Информация может считаться качественной только тогда, когда она отвечает следующим критериям: истинность, полнота, своевременность.
Критерии качества преподавания.
Качественную информацию преподаватель должен подать так, чтобы ученик мог и хотел её взять. Для этого, преподавание должно быть: целенаправленным, веселым, интенсивным.
Критерии качества усвоения.
К критериям качества усвоения молодым человеком учебного материала отнесем: скорость, прочность, системность.
Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.
1) Качество преподавательского состава. 2) Состояние материально-технической базы учебного заведения. 3) Мотивация преподавательского состава. 4) Качество учебных программ. 5) Качество обучающихся студентов. 6) Качество инфраструктуры. 7) Качество знаний.
8) Инновационная активность руководства. 9) Внедрение процессных инноваций. 10) Востребованность выпускников. 11) Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.12. Достижения выпускников.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA[12] (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) проводила исследования в 2006г. Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
В международных тестах PISA учащимся предлагались не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знание основных учебных предметов, но и сформированностьобщеучебных и интеллектуальных умений.
Приоритетной областью исследования PISA в 2006 году была естественнонаучная грамотность. Оценка математической грамотности и грамотности чтения проводилась с целью выявления тенденций в изменении их состояния за прошедшие годы (для чтения с 2000 года, для математики – с 2003 года).
Прочее о социологии:
Универсальные социальные технологии. Социальная диагностика
Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их ...
Трудовая миграция в кризисный период
Спустя год после начала острой фазы мирового экономического кризиса «Международная кризисная группа» (МКГ) решила оценить его последствия для государств Центральной Азии - Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, значительную часть ВВП котор ...
Деятельность социальных работников в современных
условиях
23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: “ ...