Вопрос о том, кто реально осуществляет власть, - народ, лидер, партия или элита, имел чрезвычайно важное значение для понимания логики политического процесса. Образно политику можно представить как театр, на сцене которого действуют актеры. Значение тех или иных персонажей на сцене различно: одни актеры играют главную роль, другие - второстепенную, а третьи заняты в массовых сценах. От определенных групп и политиков зависит принятие стратегических для общества решений, другим предписано только исполнять политические установки, а третьим, т.е. большинству граждан, суждено подчиняться принятым решениям и выполнять их (либо добровольно, либо по принуждению).
Принятие важнейших политических решений также является разновидностью политических действий. Политическая практика даже развитых и стабильных демократических обществ показывает, что процесс распределения и реализации власти вовсе не предполагает равноправного участия в нем всех граждан. Всегда и везде к власти причастен узкий круг лиц – правящее меньшинство, которое заставляет массы признать себя. Политическое неравноправие в любом обществе признавалось как неизбежная реальность, а демократия оставалась иллюзией, поскольку не была достижима. Следовательно, кроме экономического, социального, духовного существует и политическое неравенство, обусловленное мерой участия в реализации власти. Порядок, при котором политическое неравенство с большой вероятностью передается от одного поколения к другому, формируя различные политические страты, называется политической стратификацией. Что же лежит в основе политического неравенства, что определяет политическое господство одних групп, индивидов, организаций над другими? Обоснование неизбежности деления общества на властвующее меньшинство и управляемое большинство является предметом самостоятельного раздела теории политики – элитологии, содержание которой составляет совокупность концепций элиты, которые отличаются различным толкованием природы политического неравенства.
Прочее о социологии:
Организация работы по ориентированию и мобильности
с людьми потерявших зрение в ВОС. Вводное занятие
Цель занятия
– на данном этапе определяется имеющийся уровень навыков ориентировки и мобильности, исследуется ориентационные возможности незрячего и их дальнейшее развитие. Выясняется, что конкретно хочет получить ученик от занятий на ку ...
Анализ работы Центра
социально-психологической помощи молодежи по здоровьесбережению. Состояние
здоровья молодежи города Асбеста
По последним данным Центра санитарно эпидемиологического надзора г. Асбеста отмечаются негативные тенденции состояния здоровья молодежи по сравнению со среднеобластными показателями и со среднемноголетним уровнем. В острой заболеваемости ...
Социальная мобильность: типы, виды, измерение.
Социальная мобильность – это перемещение индивидов или их групп между различными уровнями социальной иерархии (т.е. мобильность – это изменение места в социальном пространстве).
Начало изучению явления социальной мобильности положил П.А. ...