Понятие коммуникации имеет много различных определений. Коммуникация – это «передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов» (Theodorson). «Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию». (Ф.И.Шарков). «Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других)» (В.П.Конецкая). «Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого» (Г.Г.Почепцов).
Однако в последнее десятилетие стало активно развиваться ещё одно средство коммуникации, которое не поддаётся вышеуказанному структурированию. Таким средством является Internet. В настоящее время среди учёных активно обсуждается проблема соотнесения Internet и средств массовой коммуникации, тем не менее однозначного решения она ещё не обрела. Тот факт, что Internet является одним из самых распространённых современных средств коммуникации, ни у кого не вызывает сомнения. Массовость его распространения как количественный показатель тоже очевидна. Однако возникает ряд вопросов, от ответов на которые можно будет исходить в отнесении или неотнесении Internet к массовым коммуникациям, являющихся видом социальной деятельности, имеющей субъект, объект, определённую систему ценностей, лежащую в основе целеполагающей деятельности субъекта, а также определённые продукты деятельности, служащие целереализации субъекта. Подобный анализ Internet представляется довольно затруднительным, тем не менее в литературе, анализирующей деятельность массовых коммуникаций, время от времени высказываются позиции, относящие Internet к средствам массовых коммуникаций на основании больших объёмов циркулирующей информации, а также относительно большой включённости массовой аудитории. В любом случае такая сложная и востребованная коммуникативная форма как Internet найдёт своё место в коммуникативном пространстве и в системе исследующих это пространство наук.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что разрешение проблем, возникших в социологии массовых коммуникаций, требует дальнейшей углубленной разработки как в рамках специальной теории массовых коммуникаций, так и выведения этой проблематики на уровень общей социологии и социальной философии.
Прочее о социологии:
Оценка степени алкоголизации населения России
В ухудшении здоровья и генофонда российских народов лидируют три группы причин: социально-экономические, легальные (алкоголь, никотин) и нелегальные наркотики, экологические факторы. Алкоэкогеноцид - глубокая тотальная трагедия России, СН ...
Социальное страхование
Соц. страх. - одна из осн. форм соц. поддержки и СЗ населения. В гос-вах с социально ориентированной экономикой развиты системы СЗ граждан, двумя осн. составляющими к-х явл. соц.помощь и с.страх. Всеобщая декларация прав ч., принятая Гене ...
Социальная политика. Сущность социальной политики. Ее
основные направления и формы
Во второй половине XX века в западных странах вместе с внедрением государственного регулирования экономики существенно изменился характер самого государства: оно стало правовым и демократическим. Сложился новый вариант экономики – социаль ...