в котором находится современная цивилизация. В период формирования человеческого общества биологическая организация человека постепенно приспособилась к трудовой деятельности. Под ее воздействием изменялась рука, возникло прямохождение, развивался мозг, совершенствовались нервная система и органы чувств. Формирование индустриальной и постиндустриальной цивилизации, особенно возникновение компьютерного труда, повлекло за собой качественное изменение физических нагрузок на организм. Однако биологические приспособительные механизмы работают гораздо медленнее, чем развивается современная техника и меняется образ жизни. Технические новшества внедряются под влиянием экономических и политических интересов отдельных людей и социальных групп. При этом никто на первых порах не задумывается, насколько они соответствуют биологическим возможностям организма. Неизбежно возникает более или менее сильное рассогласование между этими возможностями и новой техникой, технологическими процессами, новым ритмом жизни. Наверное, самый яркий пример таких рассогласований — освоение атомной энергии. Оказалось, что возможности организма вообще исключают работу с радиоактивными материалами на основе старых промышленных технологий: урановые стержни, например, невозможно носить в руках, обтачивать напильником и т. п. — это несовместимо с жизнью.
Сложное, не до конца изученное разрушающее воздействие на организм оказывают работа на компьютере, мощная звуковоспроизводящая аппаратура, новые, синтезированные человеком химические вещества, навязанный современным обществом режим работы и отдыха и многие другие факторы окружающей нас «второй природы». Одним словом, очевиден вывод: необходимы специальные усилия общества по согласованию новых реальностей общественной жизни и биологических возможностей человеческого организма. Это противоречие не может разрешиться само собой.
Прочее о социологии:
Понятия «общность» как
форма социальных связей, «общество»; дихотомия «общности» и «общества» как двух
типов социальности; обычай как регулятор социальных связей в «общности»
Теннис разделяет идею разграничения «культуры» (присущей общности) и «цивилизации» (присущей обществу). В рамках данной дихотомии общество подавляет (вытесняет) общность: первое есть вырождение второго, а общность есть «анти-общество». В ...
Брачность и разводимость
В некоторых обществах и группах брак является обычной основой для семейной жизни, в других существует большая терпимость к различным отношениям в семье и укладам. Так, в Нигерии мужчины из племени тив могут иметь несколько жен. В других о ...
Конфликтология в соц. р-те
Теория и практика соц. р-ты осущ-ся в особом междисциплинарном пространстве. Соц. р-та имеет связь с конфликтологией. Конф-гия, так же как и соц. р-та молода и возникает на рубеже 19-20 вв. Конф-гия развивалась в русле социологии (попытка ...