Изучение межэтнических конфликтов является, несомненно, очень важной и необходимой задачей для социологии и других наук, так как, изучив причины конфликта, мы сможем найти пути их урегулировать и не допустить в будущем.
Эксперты как причины возникновения этнического конфликта на постсоветском пространстве выделяют не только исторические причины, такие, как несправедливость административно-политической иерархии народов (союзные, автономные республики, автономные области, округа и т.д.); произвольная перекройка границ национальных образований, но и другие факторы.
Среди политических факторов рассматриваются распад СССР, когда в отделившихся республиках в борьбу за собственную независимость вступили бывшие автономии или желающие её получить; отступление от ленинской политики, выраженное в сталинских репрессиях, депортациях целых народов, в декларативном характере федеративных отношений.
Процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией народов, которые привели к тому, что в престижных видах деятельности и нарастала конкуренция между титульными национальностями и русскими, претендующими на привилегированные и престижные места, в том числе во власти.
Поведенческие концепции дополняют данные социально-структурные факторы теорией фрустрации агрессии (к поиску "образа врага", к агрессии приводит постоянное состояние опасности от ущерба, нанесенного группе) и теорией относительной депривации (акцент делается не на материальное положение, а именно на ожидания и ориентации этноса, реализовать которые невозможно). Концепция коллективного действия обосновывает главенствующее значение коллективных интересов, заставляющих людей действовать во имя них, а не из-за собственных побуждений. Чаще всего такими интересами выступают политические вопросы, связанные с борьбой за власть.
Переход к демократизации, сопровождающийся борьбой старых и новых политических элит, также может стать причиной того, что в многонациональном обществе разовьется межэтнический конфликт, тем более что иногда политики действуют целенаправленно на их разжигание, используя подобные конфликты как средство удержания власти.
Конфликты часто "расслаиваются", поэтому для прогнозирования, предупреждения и разрешения этнических конфликтов важно установить не только их причины, но и увидеть многообразие всех факторов, его составляющих.
Конфликты не похожи один на другой и, следовательно, однозначного пути для урегулирования различных конфликтов нет, в разных частях мира не могут быть решены, используя только один и тот же метод. Конфликт зависит от двух составляющих: обстоятельства и конфликтующих сторон. Следовательно, разрешение этого конфликта надо искать именно в этих двух факторах.
Конфликт никогда не бывает статичным. Он постоянно развивается фактически по всем параметрам. Сам факт развития, изменения конфликта открывает возможности для его урегулирования. Именно в силу появления новых аспектов в отношениях между сторонами-участниками конфликта они могут прийти к согласию, которое еще вчера казалось невозможным. Таким образом, если конфликт не урегулируется в данный конкретный момент, то это не означает, что он вообще не подлежит урегулированию. Суть урегулирования как раз и заключается в том, чтобы изменить ситуацию и сделать возможным нахождение мирного взаимоприемлемого решения.
Двадцатый век не дал универсального рецепта решения таких конфликтов. Единственно, что стало очевидным, - эти конфликты не имеют решения, если не достигнуто согласие между непосредственными сторонами конфликта. Третья сторона может выполнять либо роль посредника, либо - гаранта. А условием мирной трансформации конфликта может быть только отказ от применения силы, именно потому, что в конечном итоге нужна готовность к устранению ненависти между конфликтующими сторонами.
Прочее о социологии:
Практические
рекомендации по составлению резюме. Собеседование
Резюме — это краткое описание вашей трудовой жизни. Именно краткое и информативное. Работодателя не будет интересовать ваша личная биография. Его интересует, какую пользу вы можете принести фирме. Учитывая это, вы и должны строить свое ре ...
Реклама как транслятор общественных ценностей
Интерес к изучению данного явления со стороны исследователей вызван во многом отношением населения к рекламе, а так же благодаря тем мифологизируемым свойствам, которые обычно ей приписываются. Рекламу большинство из нас воспринимают как ...
Причины.
Гомосексуальность нельзя объяснить одной из двух альтернативных причин – наследственностью или средой, природой или воспитанием. Она – результат взаимодействия множества влияний, формирующих развитие личности. Некоторые из них сказываются ...