На протяжении творческого пути он радикально менял свои пристрастия, установки и методы.
Опираясь на идею эволюционизма, Сорокин прослеживает развитие семьи за большой временной отрезок. И приходит к выводу: «… формы семьи и брака не избежали общей участи всего, т.е. они непрерывно изменялись, как не перестают изменяться и теперь».
Эволюция брака просматривается как постепенное накопление нормативных ограничений широкой сексуальной свободы. Ужесточение контроля сексуальности и вследствие этого изменение института брака расцениваются аналитиком как движение человечества от грубых отношений к «наиболее совершенным и нравственно-лучшим».
Трансформация форм семейных отношений, согласно видению автора, происходила постепенно и не однолинейно. Эволюция при её в целом последовательном, логичном характере перехода от многобрачия к единобрачию полностью не преодолела ряд пережитков прошлых времён (к примеру, снохачество, нийога, левират), тем самым давая изумительную возможность исследователю реконструировать и представить, каков был брак в старину.
Критическое осмысление института семьи как союза супругов, родителей и детей, родственников и свойственников, как хозяйственного целого приводит социолога к мысли об углубляющемся её кризисе. Доказательства: быстро растущий удельный вес разводов, уменьшение числа заключаемых браков и числа детей в браке, эмансипация женщин и т.п.
Принципы отношения поколений, основанные на безграничной власти родителей, их опёке, семейной ответственности за воспитание детей, существенно трансформировались. Государству передаются воспитательные, образовательные и опекунские функции.
С развитием капитализма семья, полагает исследователь, перестанет существовать как целостная хозяйственная единица.
Аналитик, тем не менее, не считал, что кризис семьи означает полный её «крах»; «…Семья как союз супругов и как союз родителей и детей, вероятно, останется, но формы их будут иными».
Семейные отношения им анализировались во взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.
Выход из кризиса обозначенного института он увидит теперь в возвращении к его традиционным формам, но, разумеется, на другом витке истории. Средством выхода должны послужить «моральная реконструкция» человечества, как будто бы наполняющая старые формы относительно «новым» содержанием.
«Семья – это малая церковь».
Именно такой союз, согласно много размышлявшему исследователю, поможет человечеству спастись от всеобщего кризиса.
Прочее о социологии:
Идейно-теоретические истоки
Существует известное представление, идущее от Энгельса и сформулированное В. И. Лениным в статье <Три источника и три составные части марксизма>, о том, что источники учения Маркса в целом - это немецкая классическая философия, англ ...
Социальная работа по подготовке к освобождению из мест лишения свободы. Школа подготовки к освобождению
Нахождение в местах лишения свободы отражается на психологии человека. Особенности психологии осужденных, прежде всего, проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. Социальная и ...
Российское предпринимательство: основные черты и условия
деятельности
Наряду с финансовыми и правовыми проблемами существуют и социальные проблемы. Во-первых, специфика российского бюрократизма. Не найдет предприниматель подхода к местной администрации – районной, областной, региональной и т.д. – ничего у н ...