Так, Австрийская академия социальной работы отмечает, что «в каждом обществе могут встречаться нужды и конфликты, которые люди не могут самостоятельно преодолеть. Социальные проблемы обуславливаются как индивидуальными, так и общественными причинами. В этой связи общество несет обязательство предоставить соответствующую помощь. Одной из специфических форм такого предложения является социальная работа» [8;С.22].
Такое понимание позволяет обозначить основную функцию социальной работы как «компенсирующую» (дефицитную). И.А.Григорьева считает [3;С.37], что компенсирующая функция есть одна из возможных проекций социальной интеграции, поэтому определение Австрийской академии вовсе не противоречит, а как бы входит в более широкие предшествующие определения. С другой стороны, «компенсирующее» понимание делает социальную политику и социальную работу «маргинальными» социологическими дисциплинами населения, или «население группы риска». Остается непонятным, какая наука или теория занимается развитием «нормальных» групп населения.
В духе восстановительно-нормализационного подхода, который явно занимает лидирующие позиции, начиная с 1970-х годов, предпочтительнее кажется интегративный подход. Кроме того, интегративное понимание социальной политики делает акцент на двух принципах: профилактике социальных рисков и активизации человеческих ресурсов. Подчеркнем, что важность помощи жертвам социальных рисков этим не отрицается, но «во главу угла» ставится их профилактика, равно как и участие клиента в решении собственных проблем.
Выделение «компенсирующего» и «интегрирующего» понимания социальной работы близко по смыслу к сложившемуся в англоязычной литературе разделению на резидуальную и институциональную системы социальной политики (а также системы социальной защиты или социального обеспечения, так как эти понятия большинство авторов считает очень близкими) [2;С.38].
Резидуальную и институциональную системы можно описать следующим образом.
Резидуальная система - проблемы индивидов, групп и населения решается благодаря участию семьи, родственников и соседей обращение за помощью в государственные службы считается «аномальным» помощь оказывается после проверки обстоятельств и степени неспособности решить проблему самостоятельно помощь временная и минимальная получение помощи унижает, связано с потерей социального статуса.
Институциональная система - проблемы решаются в соответствии с установленными законами, нормами и правилами такое обращение считается «нормальным» помощь носит по возможности превентивный, профилактический характер помощь, адекватная проблеме и потребностям помощь носит универсальный характер, каждый может ее получить, не теряя самоуважения.
Из этого сравнения заметно, что резидуальная социальная политика может нести дезинтеграционный «заряд», что видно на примере США и Германии, хотя США строят социальную политику на либеральных принципах, а Германия — на консервативных (страховых). Универсальная возможность получения помощи обеспечивает институциональной системе солидарно-интегрирующий характер.
Поэтому в США в последнее десятилетие предпринята попытка смены стратегии социальной политики в масштабах государства. Был намечен переход от welfare (благосостояния на основе пособий) к workfare (благосостоянию на основе занятости), когда получение пособий означало определенные обязательства в плане занятости (может быть, в общественном секторе) или отработок пособий [25;С.129].
Первые законы об отработке пособий были приняты еще в 1984 году и их применение показало, что отработки снижают степень зависимости и стимулируют поиски работы. Конечно, эффективность данной «революции» в социальной политике зависит от макроэкономических факторов, от наличия рабочих мест на рынке труда. Но даже если приходится довольствоваться общественными работами (как в данный момент, когда в США экономический спад) «возвратность» пособий через отработки способствует снижению социального иждивенчества.
Важным аспектом обновления социальной политики в современной России является тот факт, что здесь возникла и развивается социальная работа как профессиональная практика, требующая подготовки в рамках высшего образования, как научная и учебная дисциплина. Ее утверждение сопровождается серьезной конкуренцией за символические и материальные ресурсы, но сам факт такой конкуренции действует положительно на укрепление профессиональной идентичности. И хотя социальная работа все в большей степени признается и распознается как агент решения социальных проблем, все еще налицо недостаток символический системы образов новой профессии. В самой практике социальной работы — будь то в социальных службах, школах или интернатах — модель рефлексивной практики пока еще лишь начинает прокладывать себе дорогу среди моделей профессионализма [13;С.67].
Прочее о социологии:
Особенности социально-медицинского обслуживания на дому людей пожилого
возраста. Принципы, формы и организация социального
обслуживания на дому людей пожилого возраста
С конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века, когда в стране на фоне прогрессирующего старения населения резко ухудшилось социально-экономическое положение значительной части граждан, в том числе лиц пожилого |возраста, возникла острая ...
Социальная политика и социальная защита населения (национальная модель Узбекистана)
Переход к рыночной экономике вызвал настоятельную необходимость введения понятия "социальная защита населения".
Социальная защита населения - это система прямых целевых гарантий государства населению, обеспечивающая нормальные ...
Исторический аспект развития Церковной благотворительности на Урале
Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло ...