• Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты



Институт образования
Страница 1

Информация о социологии » Социальные институты - сущность, проблемы развития » Институт образования

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований. Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации. А также образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. Система образования вносит существенный вклад в развитие общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.

Институт образования представляет собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров). Питирим Сорокин отмечал, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом, с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

Главная функция системы образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, социальных ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Система образования включает в себя следующие учреждения:

1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;

3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;

4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;

5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Чем больше развивается общество и получает более значительным объем знаний, тем более усложняется процесс образования. Для этого необходимо: провести специальную подготовку профессиональных учителей, носящую дифференцированный характер; улучшить систему образования, которая стала многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации); способствовать появлению специализирующих школ, т.е. школ определенного направления и уклона в образовании (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).

Институт образования включает в себя:

- определенную сферу деятельности группы лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных прав и обязанностей,

- организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.),

- материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.).

Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.).

Основная цель высшей школы — удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории. Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.

Для современного общества проблемой является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов от «человека образованного» к «человеку культуры».

Страницы: 1 2


Прочее о социологии:

Положение в сфере занятости молодежи и подростковой занятости.
Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий. Молодежь является достаточно специфической группой; именно эта специфичность — источник большинства проблем мо ...

Профессиональные требования к социальному работнику
Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи ...

Роль
Социальная роль (франц. Role — образ, воплощенный актером) — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, ко ...

  • Разделы

    • Главная
    • Молодёжная субкультура
    • Генофонд России
    • Социальные роли
    • Общество - понятие, признаки, типология
    • Типология брака и семьи
    • Социальная политика
    • Информация о социологии




2013-2025 - All Rights Reserved - www.centralsociology.ru