Модель Б. Такмена используют при анализе формирования команд, а именно: 1) формирование, 2)возмущение (или смятение, конфликт), 3)упорядочение (или нормирование), выполнение (или решение задачи) и 5)прекращение деятельности (или расформирование группы). А сам термин "команда
" предполагает качественно особый, наивысший уровень функционирования малой группы. Иные модели группообразования. В 1977 году Н. Обберу, удалось сконструировать модель процесса развития малой группы, предполагающую следующие четыре стадии группообразования:
1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей - это период "апатично-иерархического" состояния группы;
2) возмущение - разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий;
3) формирование инструментальных норм — ему сопутствует растущая гармонизация отношений партнеров по группе;
4) выполнение - этап образования функциональных ролей, установления гибкой взаимозависимости отношений.
В качестве одного из примеров можно привести предложенную Е. Маори модель развития малой группы, ориентированной на решение задач инструментального типа. Модель предполагает следующие четыре фазы инструментального движения группы в "поле" решения задачи:
1) латентную
- этап ознакомления с задачей;
2) адаптационную - соотнесение возможностей членов группы с требованиями задачи и их функциональное соподчинение в зависимости от этого;
3) интегративную - этап объединения общих усилий, координации индивидуальной и групповой стратегии действии;
4) фазу достижения требуемого решения.
Прочее о социологии:
Процессы правовой социализации
Существуют различные точки зрения на то, как на основе интересов различных социальных слоев, групп и отдельных граждан должен выявляться общий интерес.
На наш взгляд, именно государству должна принадлежать ведущая роль в определении обще ...
Здравоохранение и медицинское страхование
Шведское социальное государство в 90-е гг. представляло собой далеко не идиллическую картину, поэтому этот период можно охарактеризовать как время сокращения социального государства и пересмотра его основных принципов. В конце 90-х годов ...
Опыт организационно – административной р-ты в сист. СЗН
Проводимая в РФ административная реформа 2006-2008 г.г. в соц. сфере направлена прежде всего на повыш. кач-ва и доступности гос-х услуг и улучшение обслуживания нас-я. Для этого в перечень прогр-ых мероприятий в рамках региональной цел-ой ...