На более ранних этапах развития любого конкретного общ-ва (в т.ч. и рос-го) соц. р-та не была проф-ой, т. е. носила хар-р благотворительности и милосердия. В истории с. р. в Р. историки выдел. неск-ко этапов в ее становлении и развитии. 1-й этап связан с развитием традиции благотворительности русских князей. в частности, находило свое проявление (во времена князя Владимира, Ярополка) в обязанности духовенства заниматься общественным призрением; определение десятины на содержание монастырей, церквей, богаделен, больниц; строительстве церквей, школ и училищ; в устройстве пиршеств на княжеском дворе, в том числе для бедных людей. Наблюдалось как бы переплетение гос. и частной (со стороны князей, знати) благотворительности. 2 этап связан с развитием системы общественного призрения (от слова призреть — дать кому-то приют и пропитание) как на личностном, так и на групп-м ур-не. В этот пер-д при Петре I штрафом наказывали просящих и дающих и кнутом тех кто просит милостыню, вместо того чт. трудиться и зарабатывать себе на хлеб. Но при этом также шло строительство больниц, богаделен, сиротских домов, домов прядильных для людей, ведущих праздный образ ж. Екатерина II - «Приказы Общественного призрения» привлечение денежных ср-в для устройства и содержания народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо больных, домов для психических больных. Сложившаяся система общ-го призрения охватывала практически все слои населения, нуждающиеся в СЗ. 3- послереволюционный и советский пер-ды в 1921 г. Р. возвращ-ся к соц. страх-ю (это стало возможно из-за товарно-денежных отношений, повления предпринимателей и наем. рабочих). С 1922 года рамки соц. обеспечения расширились. Оно приобрело гос. хар-р и было нацелено на материальное обеспечение и обслуживание всех граждан СССР в старости, в случае болезни, полной или частичной утрате трудосп., а также многодетных семей. Особое внимание уделялось пенс. обеспечению и пособиям. Были организованы первые санатории, профилактории и дома отдыха для трудящихся. Эти реальности были закреплены в Первой Конституции СССР (1924 г.). В СССР сущ-ло соц. планирование, кл-т не рассматрив-ся индив-но, ко всем применялись одни и те же мерки – в этом – советск. периода соц. р. 4 эт. Оформление системы соц. р-ты в начале 90-х гг. XX в. В 90 г. в постсоветск. Р. в рез-те многочисл-х реформ проблемными оказались все составл-щие образа жизни: как в сфере тр. (при многомесячных невыплатах зар/пл.), в семейн. ж., в воспт-нии детей, орг-ции быта и т.д., что стало соц-экономическим обоснованием возникновения и институирования проф-ной с. р-ты в Р. На сег. день за18 лет сущ-ния проф-ой с. р. наличие достаточного количества гос. пр-мм, позволяющих решать пр-мы различных категорий нуждающихся, ранее не учитывающихся: инвалидов локальных военных конфликтов, психиатрических больных, детей-инвалидов, девиантных семей и т. д. Рост учреждений системы СЗ и объемов финансирования, п-щь малообеспеченным (службы соц. п-щи готовы предоставить помощь всем лицам, уровень дохода которых ниже установленной черты бедности). Минусы: большой критике подвержена бюрократизация, не высвечивает реальных доходов; преобладание в с. р. теории над практикой решения соц. пр-м – необх-сть в инновац-х технол-ях.
Прочее о социологии:
Обоснование методологии исследования
Поступая на первый курс факультета социологии, я мечтал, что после шести лет обучения смогу, наконец, разобраться, что есть общество и как возможен социальный порядок, чтобы понять причины многочисленных окружавших меня проблем. И уже сей ...
Воспитание в древнерусском государстве (VI - IX вв.)
В VI - IX вв. в Среднем Приднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. В этот период наряду с сохранением родоплеменной традиции в воспитании прои ...
Социально-педагогическая д-ть в системе соц.работы
С.р-та явл. комплексной наукой и сферой практической д-ти. Она вкл. в себя эл-ты психологической, мед-ой, юрид-ой, пед-ой д-ти. Важнейшая цель с.р-ты – увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизн ...