• Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты



Заключение
Страница 1

Информация о социологии » Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками » Заключение

Психологический термин «тренинг» происходит от английского “to train” – обучать, тренировать, дрессировать.

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тат же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.

Неформальную обстановку общения на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он - такой же, как и все, он - часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы. Он ведет группу к поставленной цели.

Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории - они рассаживаются по кругу. Круг, или как его еще называют - тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий.

На сегодняшний день ряд авторов (Л.Ф. Анн, И.В. Вачков, Л.А.Петровская, Ю.В. Тюшев и другие) отмечают, что тренинговая работа наиболее актуальна в подростковом возрасте, когда обострена потребность в общении, появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя.

В процессе тренинга с подростками используются различные техники такие как:, подвижные игры, групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевая игра и т.п.

Отмечается, что процесс социализации человека проходит, в зна­чительной степени, именно как освоение разнообразных моделей ро­левого поведения и повышение гибкости их применения. Те люди, которые испытывают наиболее серьезные проблемы во взаимодейст­вии с окружающими, обычно обладают недостаточно сформирован­ной гибкостью ролевого поведения. Они или полностью отождеств­ляют себя с какой-то одной социальной ролью или вообще не понимают, в какой ситуации как надлежит себя вести. Ролевая игра, позволяя хотя бы частично преодолеть подобные проблемы, выступает эффективным методом социализации подростков.

В целом тренинги наиболее уместны там, где требуется развить у участников определенные социальные навыки. Их специфика, по сравнению с другими методами обучения, состоит в том, что они на­правлены «не только на решение ныне существующих проблем уча­стников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в част­ности, за счет предоставляемой им возможности «научиться решать проблемы».

Необходимо отметитить, что в процессе тренинга с подростками необходимо решить такие задачи как: побуждение подростков к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций и к их обсуждению, анализу, а также разбору преложенных тем; создание в группе условий для полного раскрытия перед детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты; разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных или недирективных техник воздействия.

Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что социально- психологический тренинг с подростками на сегодняшний день является наиболее эффективным методом работы.

Основные характери-стики

Рабочие группы

Обучаю-щие группы

Консульта-ционные группы

Психотера-певтиче-ские группы

Конечная цель групповой работы

Постановка и решение конкретной задачи

Обучение конкретным психологическим навыкам с целью профилактики

Решение психологических проблем через организацию взаимодействия участников

Глубинные личностные изменения

Средства достижения цели

Процесс принятия решения

Процесс познания

Эмоциональное погружение

Эмоциональное погружение

Основной предмет группового обсуждения

Содержание и способы решения конкретной задачи

Содержание конкретной сферы знаний и конкретных социальных навыков

Процесс взаимодействия участников друг с другом

Процесс личностных изменений

Состав участников

Все желающие, количество - значения не имеет

Все желающие, количество - значения не имеет

Малая группа, сформиро-ванная на основе отбора

Малая группа, сформиро-ванная на основе отбора

Время работы

Необходи-мое для решения поставленной задачи

Необходи-мое для решения поставленной задачи

3-6 месяцев

Не ограничено

Основная роль и функции ведущего

Управление конфликтами, стимулирование мозгового штурма и принятие решений

Трансляция знаний

Работа с проблемами участников группы

Работа с проблемами участников группы

Конфиден-циальность

Не обязательна

Не обязательна

Обязательна

Обязательна

Ведущие групп

Широкий круг специалистов

Педагоги, социальные работники, психологи

Профессио-нальные психологи, прошедшие специальную подготовку

Психотера-певты, имеющие специальную подготовку и опыт групповой работы

Примеры

Рабочие совещания, дискуссионные группы, оргкомитеты и др.

Специально созданные группы профилактики проблемного поведения, профессионального самоопределения и др.

Психологи-ческие группы, работающие с проблемами развода родителей, утрат, агрессивного поведения и пр.

Психотера-певтические группы, работающие с глубинными личностными проблемами

Страницы: 1 2


Прочее о социологии:

Социальное прогнозирование
Любая деятельность человека планируется с учетом какого-либо результата, т.е. чел. делает прогнозирование. Прогнозир.- это «предвосхищение» результатов. С. П. – это метод научноого исследования, цель которого – предусмотреть возможные вар ...

Культура группы
В больших социальных группах (классах, нациях, территориальных общностях) культура (ценности, идеалы, верования, обычаи, традиции) возникает самостоятельно как достаточно автономная часть общенациональной культуры. Для классов и професси ...

Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на психическую травму
До сих пор речь шла о тех ситуациях, когда семья оказывалась непосредственным источником травматизирующих переживаний. Именно на их выявление направлены многочисленные исследования, изучающие взаимодействие между неудовлетворенностью семь ...

  • Разделы

    • Главная
    • Молодёжная субкультура
    • Генофонд России
    • Социальные роли
    • Общество - понятие, признаки, типология
    • Типология брака и семьи
    • Социальная политика
    • Информация о социологии




2013-2025 - All Rights Reserved - www.centralsociology.ru