Прежде чем выявить различные способы измерения бедности, рассмотрим причины, по которым возникает данное явление в обществе.
В одном источнике была найдена информация, в которой бедность является следствием следующих факторов:
- экономические (падение доходов населения, высокая дифференциация, низкая заработная плата, безработица)
- социальные (инвалидность, старость, детская безнадзорность)
- демографические (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда)
- политические (распад страны, разрыв межрегиональных связей и нарушение властной вертикали, военные конфликты, вынужденная миграция)
- регионально-географические (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов). [9, с.173-174]
Данная классификация факторов, как нам кажется, является обобщенной, где причины бедности определяются, в зависимости от того, какая сфера жизнедеятельности рассматривается. Но, есть еще одна интересная группа факторов нисходящей социальной мобильности, которую, по нашему мнению, также нельзя упускать из вида:
1. криминальность - нисходящая социальная мобильность связана с криминалитетом, с преступным поведением (воровством, вымогательством, насилием, грабежами);
2. личное невезение в жизни - попадание на "социальное дно" объясняется болезнями, инвалидностью, судьбой, плохим воспитанием в семье;
3. собственная вина, склонность к порокам - процесс нисходящей социальной мобильности объясняется пьянством, наркоманией, токсикоманией, проституцией;
4. социальная изолированность - нисходящая мобильность обусловлена отказом подчиняться социальным нормам, оторванностью от общества, потерей связей с семьей и близкими, отсутствием работы. [12, с.6]
В принципе, что-то общее в обоих группах факторов есть. Но во второй, особо хочется отметить такие причины, как склонность к порокам и криминальность. Если в первой классификации упоминаются лишь в определенной степени объективные причины бедности в России (старость, несовершеннолетние и др.), то во второй, больше всего привлекло то, что здесь учитываются собственные мотивы людей, их психологическое состояние, уровень образования и др. То есть, уже причину мы видим не в тех факторах, которые в принципе от нас могут и не зависеть (инвалидность, неразвитость региона, в котором проживает человек, и др.), а в том, что на «социальное дно» человек попадает уже по личной, собственной вине, осознавая или нет весь ужас происходящего. В данном случае берется во внимание уже сама личность, которая потенциально может попасть в жизненные условия, характеризующиеся бедностью.
В то же время обращает на себя внимание идеология социального иждивенчества, сформировавшаяся в период социализма. Далеко не все россияне способны на активность, предприимчивость и инициативу, уверены в собственных силах. Значительная часть населения занимает пассивную позицию, считая, что государство обязано обеспечивать работой всех трудоспособных граждан и поддерживать определенный уровень благосостояния населения. [16, с.93]
Прочее о социологии:
Американская
социологическая мысль на рубеже XX-XXI вв.. Основные направления
американской социологической мысли на рубеже XX-XXI вв.
На протяжении ХХ в. в западной социологии (прежде всего в американской) разрабатывалась масса теоретических специальных подходов к социологическому анализу межличностных отношений между отдельными людьми. Среди них наиболее важными считаю ...
Подростковая и юношеская сексуальность в Западной Европе - тенденции
развития и национальные различия за 50 лет. Состояние проблемы
Изучение сексуального поведения и установок населения вообще и подростков в особенности в странах Западной Европы началось уже в самом начале ХХ в. (см. Кон, 1988). Однако таких исследований было мало, они были нерепрезентативны, а консер ...
Контрольная диагностика влияния детско-родительских
отношений на социальную адаптацию дошкольников
По окончании коррекционных занятий нами была проведена повторная диагностика влияния детско-родительских отношений на социальную адаптацию дошкольников. Для контрольной диагностики мы использовали те же методики, что и в констатирующем эк ...