Отметим, однако, что нерешенным остается вопрос об обеспечении адекватной социальной защиты трудящихся, занятых неполный рабочий день или неполную неделю, а также охваченных "нетипичными" формами занятости или работающих по краткосрочным трудовым контрактам.
Резкий рост безработицы в начале 90-х годов (по данным на конец 1993 г., она составляла в Швеции 7,3% экономически активного населения, но к 1999 г. снизилась до 5,5%) не привел к каким-либо кардинальным изменениям в осуществлении активной политики занятости.
Оплата труда
В области заработной платы в Швеции сложилась своеобразная система, получившая наименование "солидарной политики зарплат". Она основана на ряде принципов, из которых наиболее важными являются: справедливое распределение доходов пропорционально тяжести труда и его результативности; равное вознаграждение за равный труд для мужчин и женщин, различных возрастных категорий работников, трудящихся предприятий одной отрасли, но разных форм собственности (работник не должен страдать из-за низкой рентабельности своего предприятия); уменьшение вилки зарплат по отраслям экономики между рабочими и служащими. Базовая же цель - общее повышение жизненного уровня в стране.
Определенные результаты в этом, несомненно, достигнуты. Так, дифференциация средней оплаты труда в отраслях обрабатывающей промышленности по сравнению с Германией здесь меньше в два раза и в три раза - по сравнению с США. Зарплата работающих шведок составляет в среднем почти 90% фактического заработка мужчин (хотя в стране формально провозглашен принцип равной оплаты за равный труд, практически его не всегда придерживаются).
Система организации зарплаты довольно сложная. Она включает: оплату проработанного времени, в том числе нерабочих дней и периода отпуска (иные формы оплаты, кроме повременной, применяются довольно редко, скорее как исключение), премиальные; оплату сверхурочных; нередко частичное покрытие расходов на питание на производстве, напитки, полагающиеся по условиям труда; дотации на жилье; оплату проезда на городском транспорте или бензина для собственной машины работника.
Высокий по международным меркам уровень фактической зарплаты в Швеции и ее постепенное повышение во многом объясняются эффективной практикой коллективных переговоров, сложившейся еще в 50 - 60-х годах. Она позволяет не только вырабатывать общую стратегию повышения жизненного уровня, но и обеспечивать последовательность решения социальных проблем отдельных слоев трудящихся и населения в целом.
Эта система зиждется на том, что основные социальные параметры, и прежде всего размер основной зарплаты, определяются в ходе переговоров между профцентрами* и организациями работодателей - как частного, так и общественного секторов, причем отдельно государственных и муниципальных властей. На базе достигнутых договоренностей устанавливаются конкретные уровни заработков по отраслям (тарифные соглашения) и по отдельным предприятиям, учреждениям.
Неотъемлемая часть системы урегулирования трудовых отношений - специальные трудовые суды, государственные органы посредничества, арбитража и т.п.
Тем не менее в последние годы возник ряд проблем, представляющих угрозу для всей этой отлаженной системы. Из-за усилившегося влияния транснациональных компаний профсоюзы вынуждены вести с ними отдельные переговоры, вне рамок централизованных, общенациональных, причем результаты, достигнутые на высшем национальном уровне, не всегда удается "закрепить" на предприятиях, входящих в ТНК.
И если раньше, до вступления Швеции в ЕС, профсоюзам в основном удавалось противостоять попыткам ТНК вводить на своих предприятиях в этой стране среднеевропейские социальные стандарты (например, несколько лет назад, после обращения профсоюзов в МОТ, был принят закон, обязывающий зарубежных работодателей руководствоваться шведским социальным законодательством на предприятиях, расположенных в Швеции), то теперь предпочтение все чаще отдается социальным директивам ЕС. А они не обеспечивают защиту шведов от "социального демпинга".
Прочее о социологии:
Сущность организации временного трудоустройства. Основы
организации временного трудоустройства
Организация временного трудоустройства безработных граждан возложена на органы службы занятости. Предоставление временных рабочих мест для безработных осуществляют организации-работодатели, зарегистрированные в Москве независимо от их орг ...
Метод когнитивного картирования в оценке социально-технологической
компетенции муниципальных служащих города Липецка и Липецкой области
Современные научные подходы к построению комплексной оценки сегодня не возможны без применения когнитивного подхода к исследованию, позволяющего связать в единое целое множество процессов, протекающих в экономической, социальной и политич ...
Выплата пособий по безработице
Пособия по безработице выплачиваются из средств Государственного фонда занятости населения РФ безработным гражданам, зарегистрированным в органах СЗН в целях поиска подходящей работ. Пособие по безработице можно определить как выплаты, пр ...