- военные (военные действия на определённой территории и желание людей избежать их возможных последствий);
- экологические (неблагоприятные природные условия региона, экологические катастрофы и т.п.).
Безусловно, в каждом конкретном случае процесс перемещения больших или малых групп людей может иметь и свои специфические причины, не относящиеся к другим участникам миграционных процессов.
В условиях современного общества, осознающего проблемы миграции как универсальные, сложилась и действует правовая база решения социальных проблем мигрантов, которая включает в себя как международное, так и государственное законодательство. В законодательстве современной России на защиту прав мигрантов и на регулирование вопросов, связанных с их пребыванием в стране направлены такие законодательные акты как законы «О беженцах» (1993 г.), «О вынужденных переселенцах» (1993 г.), федеральная миграционная программа, Закон «О гражданстве Российской Федерации» (2001г.).
Отмеченные выше масштабы и многообразие миграционных процессов и потоков приводят к тому, что сегодня уже можно говорить о новой социальной общности – мигранты, имеющей свою внутреннюю структуру, свою систему ценностей, потребностей и интересов. Однако, эта общность внутренне неоднородна, что находит выражение даже в неоднозначности понятий, которые используются для её обозначения: «мигранты», «беженцы», «вынужденные переселенцы», «перемещённые лица» и другие. Это обстоятельство создаёт дополнительные трудности и для решения проблем мигрантов на всех уровнях социальной организации. Дело в том, что содержание и основные аспекты технологии социальной работы с мигрантами во многом определяются тем, к какой категории этих лиц они принадлежат.
Рассматривая внутреннюю структуру такой социальной общности, как мигранты, необходимо анализировать её:
1) По направлениям перемещения людей можно выделить такие категории мигрантов как эмигранты (выезжающие из страны) и иммигранты (въезжающие в страну). В этих случаях возникающие проблемы, в основном, носят менее острый характер, так как человек, сознательно принимая решение о въезде или выезде из страны, рассчитывает на определённую поддержку (наличие приглашения на работу или на учёбу, наличие родственников или друзей, у которых можно найти пристанище и т.п.). Безусловно, проблемы возникают и здесь, но, одновременно, имеется и определённая основа для их скорейшего решения.
2) По причинам, которые вынудили их к перемещению выделяются беженцы и вынужденные переселенцы. Это наиболее тяжёлые категории мигрантов с точки зрения обременённости различными сопутствующими проблемами. Именно эти люди нуждаются в социальной поддержке и помощи со стороны государства и общества, в которое они попадают. Для того, чтобы такая помощь была организована как можно более эффективно, необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Согласно Конвенции ООН о статусе беженцев, беженцы – это мигранты, которые были вынуждены покинуть свою страну из-за обоснованных опасений, что их будут преследовать по каким-либо причинам (расовым, религиозным, политическим, за принадлежность к какой-либо группе или организации) (23, С.181). Иначе говоря, согласно основополагающему международно-правовому акту, направленному на защиту прав мигрантов, беженец – это иностранец, прибывший в чужую страну. Такая же категория мигрантов, но уже внутри страны считается перемещёнными лицами или вынужденными переселенцами (30, С.187). Эти категории мигрантов нуждаются в том, чтобы необходимые им социальная поддержка и помощь были оказаны как можно быстрее.
Поэтому, социальная работа с мигрантами – это, чаще всего, деятельность, направленная на оказание людям срочной или экстренной социальной помощи.
Основным способом решения социальных проблем мигрантов и регулирования миграционных потоков на территории Российской федерации является миграционная политика, представляющая собой совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию в стране., А также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов (23,С.173,). Основными направлениями реализации миграционной политики являются:
Прочее о социологии:
Взаимосвязь религии с другими социальными подсистемами
общества: религия и экономика, религия и политика, религия и образование
Религия и политика. Отношение «религия и политика» изучается в разных аспектах. Рассматривается вопрос о религиозном происхождении государства на ранних его стадиях. Однако если обратиться к документированной истории, то здесь уже со врем ...
Детская беспризорность и безнадзорность как социальная проблема. Характеристика беспризорности и
безнадзорности в России
В истории человечества детская беспризорность существует давно. Но в периоды политических, социально–экономических потрясений: войн, революций, национальных междоусобиц число беспризорных детей возрастает. Изменения, происходящие в полити ...
Проституция в XIX веке.
Основные причины расцвета проституции в XIX веке состояли в следующем: во-первых, в значительных слоях общества браки стали заключаться в более позднем возрасте. Во-вторых, многие профессии потеряли свой прежний характер закрепления за о ...