Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика. В условиях современного российского общества профессионализм в такой сфере приобретает особую значимость, так как даёт возможность на основе полученных данных вырабатывать и осуществлять целенаправленные меры социальной защиты различных групп населения.
Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, субъект, будь то отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет чёткие и, главное, адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Например, опыт социальных работников, работающих с семьёй, показывает, что, зачастую, члены семьи не отдают себе отчёта об истинных причинах семейных проблем и конфликтов, а усматривают их малозначительных фактах и явлениях (дети не слушают родителей, супруг слишком увлечён работой и не интересуется профессиональными успехами другого и т.п.). Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения или проблемы.
Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием. Так, например, проблема, связанная с низким уровнем адаптации ребёнка к новому окружению может внешне проявляться как резкое снижение успеваемости в школе, негативные проявления в поведении, замкнутость и т.п. Попытка изменить эти внешние проявления без глубокого проникновения в суть проблемы, могут не только осложнить процесс её решения, но и создать новые, более сложные и тяжёлые затруднения, как для самого ребёнка, так и для его родителей и тех людей, которые находятся в его ближайшем окружении (педагоги, друзья).
В-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность не только вскрыть определённые проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их определённую иерархию, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему.
Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации (30,С.16). Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента.
Для успешного осуществления работы по социальной диагностике какой-либо проблемы или группы проблем необходимо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру и включает в себя следующие стадии или этапы:
ü стадия осмысления, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и характерных особенностей;
ü стадия разработки альтернативных целей, приемлемых для конкретного субъекта;
Прочее о социологии:
Объекты и субъекты соц. работы
Субъект и объект соц. р-ты явл. важнейшими компонентами системы соц. р-ты. Объект соц. р-ты – клиент. Классифиикация объектов: 1) состояние зд-ья: инв-ды, лица, подвергшиеся радиац. воздействию, семьи, в к-ых имеются дети-инвалиды, взросл ...
Правовая основа социальной деятельности в пенитенциарном
учреждении
Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России активно складывается и развивается как особый вид деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных. Для осуществления имен ...
Изменение биологических особенностей человеческого организма в процессе
эволюции.
Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и достигают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле говорят, что человек — «самое живое из всех живых существ» ...