Трансформация российского общества как необходимый и неизбежный процесс характеризуется возникновением новых систем социальной дифференциации, изменяющих мотивацию деятельности и возможность экономических достижений практически всех категорий населения. Радикальные изменения отношений собственности и власти привели к формированию новой шкалы равенства-неравенства в социальной организации общества. Основная тенденция трансформации российского общества - углубление социального неравенства.
Такое положение вещей ведет к усилению дезинтеграционных процессов, поляризации и социального неравенства, ограничению восходящей мобильности и, в конечном счете, к замкнутости верхних слоев, т.е. к тому, от чего общество пытается уйти. Этот процесс сопровождается маргинализацией значительной части населения. Отличительной чертой состояния маргинальности в России является, во-первых, то, что она вызвана массовой нисходящей мобильностью в условиях общего кризиса и радикальных реформ, и, во-вторых, она носит преимущественно вынужденный характер под влиянием внешних факторов, связанных с социально-экономической и социокультурной трансформацией общества в целом, которая заставила социальные группы, имевшие ранее высокий статус, изменить или полностью утратить его и связанные с ним социальную среду, социальные связи и систему ценностных ориентаций.
Состояние маргинальности характерно, в первую очередь, для большинства групп, отличающихся довольно высоким уровнем образования и имевших в прошлом высокий социально-профессиональный статус. Этими маргиналами являются, во-первых, работники "бюджетной сферы": учителя, врачи, преподаватели вузов и работники академических и отраслевых НИИ; во-вторых, большую группу составляют часть управленческого персонала предприятий ВПК; и в-третьих - мигранты из бывших союзных республик, ставших независимыми национальными государствами[4]. Из всех этих групп наиболее уязвимыми оказались работники ВПК и конверсионных предприятий, поскольку "особенности функционирования предприятий в советский период (закрытость, опека со стороны государства, социальные, экономические привилегии и т.д.) свели к минимуму вариативность поведения работников оборонного комплекса, снизили гибкость реагирования на меняющиеся обстоятельства в социальной среде"[5]. В целом можно сказать, что российское общество "потеряло" слой интеллектуалов и интеллигенции, выполняющих в рамках культурно-нормативной системы основную функцию передачи базовых ценностей и культурных стандартов и являющихся интегрирующей силой современного общества.
Таким образом, маргинальная позиция образованных слоев российского общества, в большей степени навязанная новой экономической ситуацией, не может не влиять на статус образования в системе ценностей россиян. Поскольку высшее образование, главным образом техническое, в данной ситуации становится в большей степени фактором нисходящей социальной мобильности, следовательно, снижается ценность самого образования.
Прочее о социологии:
Эмпирическое исследование влияния возраста пожилых
людей на изменение их личностных особенностей. Планирование и организация исследования
Цель практического исследования - изучить влияние возраста на изменение личностных особенностей пожилых людей.
Мы предполагаем, что личностные особенности пожилых людей значительно отличаются от личностных особенностей людей зрелого возр ...
Анализ работы подразделения по делам несовершеннолетних. Анализ
работы в специализированных учреждениях для несовершеннолетних г. Тында
Решением проблем беспризорных детей занимаются как государственные, муниципальные органы, так и общественные и благотворительные организации.
При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соотв ...
Профессиональные черты социального работника. Этические аспекты социальной работы
В своей основе социальная работа предстает как нормативная деятельность. Она непосредственно связана с нравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально одобряемым или неодобряемым, " ...