Одной из наиболее сложных и многомерных проблем, с которой встречается социальный работник, является проблема семьи, семейных отношений, внутрисемейных зависимостей. В этом контексте все большее значение приобретает теоретическое осмысление связи количественного состава (многодетности) семьи и психологических особенностей развития каждого появляющегося в семье ребенка /2/.
В зарубежной психологии имеются убедительные свидетельства того, что количество детей в семье, порядковый номер рождения ребенка далеко не безразличны для развития не только личностных, но и интеллектуальных особенностей ребенка. Эти характеристики семьи оказываются существенными факторами для формирования психологической индивидуальности ребенка, оказывая отнюдь не только положительное, но и выраженное отрицательное влияние на его развитие /2/.
Исследования Вагнера 1985 года говорит о том, что индивиды из больших семей – по сравнению с маленькими – менее пластичны, менее способны противостоять неопределенности, более подозрительны, тревожны и обидчивы, более нуждаются в одобрении; у них в среднем беднее Я-концепция, они скорее конформны, чем самостоятельны, а самоконтроль преобладает над самовыражением. Вместе с тем у детей из больших семей выше оценки организованности и лидерства /3/.
Что же касается влияния многодетности на интеллект, то наиболее полный и глубокий анализ данного вопроса для Р. Зайонеца. Данные его работ часто противоречивы, однако преобладающая тенденция заключается в том, что лучшие данные IQ имеют первый и последний ребенок, хуже – средние номера.
Связь порядка рождения и интеллектуального уровня каждого ребенка может быть и положительной, прежде всего, при большом интервале между детьми.
Анастази предполагаются при возможных механизмах, приводящих к отрицательной связи интеллекта и размера семьи:
1) Наследственные структурные факторы. Менее способные родители передают наследственные ограничения потомкам.
2) Психологические различия в средах, предоставленных родителями своим детям, то есть в мотивационных, эмоциональных характеристиках семьи.
3) Размер семьи сам по себе, как основной причинный фактор. Независимо от интеллекта родителей на каждого ребенка придется меньше «воспитательных ресурсов» /2/.
Некоторые исследователи отмечают изменение родительских установок и стиля семейного воспитания с увеличением размера семьи. Как положительное отмечается большая центрированность на семье, большой удельный вес общего времяпрепровождения, совместных игр и т.д., возрастающую роль отца. Однако появляются и отрицательные моменты: большая авторитарность, увеличение телесных наказаний, ограничительная дисциплина, более жесткая критика и контроль, и возможно самое важное – менее индивидуализированное воспитание. В больших семьях существует отчетливая тенденция воспитывать детей одинаково, без учета индивидуальных потребностей и различий.
Таким образом, можно сказать, что многодетные семьи имеют как и общие проблемы (характерные для семей группы риска), так и специфические, зависящие от функциональной системы каждой конкретной семьи. Поэтому, при рассмотрении содержания социальной работы с многодетными семьями, будут освещены как общие виды работ, так и частные.
Прочее о социологии:
Классификация и функции социальных институтов. Типология
социальных институтов
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления на главные и неглавные различаются институты по времени своего взаимодействия ...
Каналы вертикальной циркуляции.
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх ...
Введение.
Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии и культурологии.
Родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в селе Турья, Яренского уез ...