Актуальность. «Американская социология развивалась как наука, потому что была избавлена от необходимости предоставления немедленных практических результатов или рекомендаций. Ее история — это история разделения теории и практики, что стало возможным благодаря ее институционализации в университетах. Там социологии была предоставлена достаточная автономия от спонсоров. Чикагский университет в 1920—30 г г. первым вывел социологию на путь превращения в академическую профессию. После второй мировой войны школа структурного функционализма под руководством Т. Парсонса навязала американской социологии беспрецедентные единообразие и сплоченность. Функцией социологии тогда, как и прежде, было выдвижение альтернативы марксизму, которая имела параллельные научные стремления, но вместо осуждения капитализма должна была возвеличивать его основные ценности. Однако успех структурного функционализма обеспечил и его гибель. Установив монополию, он ликвидировал сам марксизм, который дал социологии основание для се существования» [1, с.74].
Из-за своего грандиозного и абстрактного каркаса социология потеряла связь с обществом, которое она стремилась понять, а в результате не смогла уловить изменения в американском обществе конце 60-х годов.
В 70-е годы марксизм, а затем феминизм придали социологии более критический заряд. Недавнее ослабление марксизма стимулировало тяготение социологии к неоклассической экономике как источнику новых идей.
Степень разработанности проблемы. Для написания работы была использована методическая, научная и учебная литература, статьи периодической печати. Методом исследования является монографический метод изучения и анализа научной литературы и метод обобщения отечественной и зарубежной литературы.
Основными теоретическими работами, на которых базируется настоящее исследование, являются труды отечественных авторов, интересующиеся проблемами истории социальной психологии, а именно, Г. М. Андреевой [2], Б. Д. Парыгина [3], К.А.Будиловой, Н.Н.Богомоловой, Е.А.Шороховой, М.Г.Ярошевского, М.А.Рейснера.
Одной из книг. На корорые оприаетс наше исследование явлется книга Н.Валлерстайна «Конец знакомого мира. Социология XXI века» [4]. В этой книге, получившей широкую международную известность, крупный американский социолог анализирует социальные процессы, характерные для современного мира. Автор показывает, что сложившаяся историческая система вступила в критическую фазу, когда неизбежны нарастание неопределенности и накопление кардинальных перемен, означающих, по сути, «конец знакомого мира». Вместе с преобразованиями в привычном «мире капитализма» должен измениться и «мир знаний» об обществе. Одна из центральных идей книги состоит в том, чтобы открыть всемирную дискуссию о будущем человечества, привнести в его постижение большую рациональность и тем самым конструктивно объединить знание, мораль и политику.
Еще одной книгой, на который мы опирались при подготовке курсовой работы стал труд Р.Арона «Этапы развития социологии» [5].
В своей книге Р.Арон постоянно проводит сравнение между позициями различных ученых, вполне оправдывая по отношению к себе ту характеристику, которую он дал А. де Токвилю; сам Арон был в значительной мере компаративистом.
Объектом исследования является развитие американской социологии.
Предметом исследования является достижение развития американской социологии на современном этапе.
Целью работы является проведение анализа дистижений развития американской социологии к XXI веку.
Для достижения данной цели в работе были решены следующие задачи:
1) изучить причины появления и этапы развития американской социологии;
2) проанализировать основные достижения развития американской социологии к настоящему моменту.
Прочее о социологии:
Психологическая теория элиты В. Парето
Прагматическая ориентация свойственна и работам Вильфредо Парето (1848 – 1923). «История человечества, - замечал он, - это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок». Теорию элит В. Парето изложил в «Тракта ...
Опыт регионов в оценке качества образования. Анализ социологического
исследования. Опыт регионов в оценке качества образования
В отдельных регионах ведется практика по оценке качества образования. В связи с этим разрабатываются различные программы и проекты, направленные на развитие региональной оценки качества образования. Рассмотрим некоторые регионы. ...
Социальная работа с бывшими осужденными. Социальные
проблемы бывших осужденных
Положение человека отбывшего наказание является довольно тяжелым потому, что в период лишения свободы он, повседневно подчинялся строгим правилам тюремного распорядка, утрачивает способность к самостоятельности, отвыкает от необходимости ...