Исследование теоретических основ социальной работы с детьми выявило, что к клиентам социальной службы относятся дети группы риска, то есть дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети группы риска (дезадаптированные дети) определены четырьмя основными факторами: возрастными особенностями детей; основными характеристиками семьи ребёнка; деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми; особенностями социально-экономического и социально-политического развития общества.
Социальная дезадаптация - процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. Управление процессом ресоциализации возможно с помощью социальных технологий. Социальные технологии работы с детьми направлены на адаптацию ребенка.
Основные технологии социальной работы с детьми сводятся к следующим:
- социально-психологические - методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование;
- социально-педагогические - методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования;
- социально-медицинские - лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности;
- социально-правовые - юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции;
- социально-экономические - расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство подростков и их родителей.
- социально-групповые - семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность.
При исследовании вопроса реализации художественных технологий в социальной работе, было выявлено, что с употреблением в научной литературе кроме термина художественно-творческие технологии, используют термины арт-технология и арт-терапия.
Арт-технология – совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе.
Арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности.
Арт-терапевтическая технология в социальной работе с детьми позволяет решать следующие важные социально-педагогические задачи: воспитательные, коррекционные, психотерапевтические, диагностические, развивающие.
В целом благодаря арт-терапевтической технологии происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств, эмоций и поведения.
В качестве рекомендаций по усовершенствованию художественных технологий была предложена методика коллажирования.
Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности ребенка, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью ребенка, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.
Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние ребенка, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.
Прочее о социологии:
Образование, как доминирующий фактор социальной
мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности
В обществах переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации общей теории, так и для решения конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов социальной мобильнос ...
Основные характеристики социальной роли
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.
По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта. ...
Структура социологического знания.
Типы социологических теорий.
Система социологического знания имеет свою специфическую структуру, представляющую собой своеобразную трехуровневую модель, которая включает следующие уровни.
а) Первый или высший социологический уровень- эт ...