Основные технологии социальной работы с детьми, по мнению Л.П. Кузнецовой, сводятся к следующим:
1.Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).
Причины нарушений в поведении и в эмоциональной жизни детей и подростков представители психодинамического направления связывают с наличием конфликта. Исходя из этого, психокоррекционные и психотерапевтические методы должны быть, направлены на устранение имеющегося конфликта.
Психоаналитиками были разработаны новые психокоррекционные методы игротерапии и арт-терапии, которые впоследствии, выйдя за рамки психодинамического направления, стали базовыми методами психологической коррекции. Общая направленность психологической коррекции - это помощь ребенку в выявлении неосознаваемых причин эмоциональных переживаний, в осознании и переоценке их. Психокоррекционные технологии, разработанные представителями психодинамического направления, включают в себя различные этапы, способы и методы психокоррекционных воздействий. Начав с выявления бессознательных побуждений, лежащих в основе эмоциональных нарушений у детей и подростков, психоаналитик в процессе коррекции акцентирует внимание ребенка на тех внутренних силах, которые помогут ему справиться с имеющимися проблемами. В результате этого происходит переоценка значимости проблемы, формируются новые системы эмоциональных установок у ребенка и наконец, происходит ликвидация «очага возбуждения» [15, с. 13].
Здесь необходимо отметить следующее. Целью психологического консультирования и психологической коррекции является психологическая поддержка здоровых людей в критических ситуациях. При этом под критической ситуацией И. Г. Малкина‑Пых понимает ситуацию невозможности, т. е. «такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)» [16, с. 75].
Термин «коррекция» допустимо применять только к детям дошкольного и младшего школьного возраста, когда работа проводится в основном по внешнему запросу (родителей или педагогов), а мотивация к изменениям формируется в процессе самой работы. Начиная с психологической поддержки подростков, которые уже сами определяют запрос психологической помощи, необходимо употреблять термин психологическое консультирование [16, с. 76].
2.Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).
Однако включение любого дезадаптированного ребенка в традиционную воспитательную и образовательную систему в полном объеме невозможно без специальной помощи в области коррекции и восстановления психических ресурсов и потенциальных возможностей ребенка [13, с. 279].
3.Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).
4.Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).
5.Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).
6.Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность) [13, 17, 18].
Таким образом, социальные технологии работы с детьми направлены на адаптацию ребенка.
В настоящее время в системе социальной работы наметилась целая сеть учреждений:
1) центр экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»);
2) центр психолого-педагогической помощи семье и детям;
3) территориальный центр социальной помощи семье и детям;
4) центр социальной реабилитации для несовершеннолетних;
5) социальный приют для детей и подростков;
6) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Выстраивание учреждений в таком порядке подчеркивает, что содержание социальной работы с детьми зависит от степени их дезадаптации и потому осуществляется на разных уровнях разными силами и разными методами.
Прочее о социологии:
Исследовательская часть
Проблема семьи и брака очень обширна и глубока. Это вопрос, касающийся всего нашего общества. Вытекающая из него проблема рождаемости остро стоит во многих странах в не зависимости от того, зарегистрированы отношения или нет.
В настоящее ...
Перспективы развития с.р. в России и за рубежом
С.р. как профессия, возникла на рубеже 19-20 века и явл. очень динамичной сферой, кот. чутко реагирует на все изменения, происходящие в социуме. Международной Ассоциацией школ с. р. утверждено новое. определение соц. р-ты – способствует р ...
Основные направления и формы работы с подростками
Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности подростка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживан ...