Актуальность исследования
. Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих серьезное воздействие на характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию, являются социальные технологии [1, с. 7].
Именно в социальной работе на всех уровнях нагляднее всего проявляется действенность технологизации. Вот почему особую актуальность приобретают разработка и умелое использование социальных технологий применительно ко всем уровням социальной работы и категориям ее клиентов, что позволяет оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и эффективно организовывать работу на порученном участке.
Главное назначение социальных технологий - регулирование социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств. Многообразие социальных процессов, а, следовательно, и технологий их регулирования, обусловлено широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясь по целям, функциям, характеру и результатам [2, с. 15-20].
В условиях трансформации современного общества возник ряд проблем, напрямую связанный с детьми: рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, падение нравственности и другие.
В современном мире социальная защита детства рассматривается в ряду важнейших факторов экономического, социального, культурного развития общества, государства. Право ребёнка на социальную защиту стало одним из социально-экономических прав и свобод личности и зафиксировано в конституциях большинства цивилизованных стран.
Сегодня численность детей в российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что составляет около 27% всего населения страны. Столь значительный удельный вес детского населения в демографической структуре общества приводит к тому, что проблемы социальной защиты детей, оказания им необходимой социальной поддержки и помощи имеют важное социальное и государственное значение [3, с. 76].
Дети растут в эпоху затянувшегося экономического кризиса, заметного расслоения населения на бедных и богатых. Снижается качество образования, уменьшается количество образовательных и воспитательных учреждений. Положение детей осложняется незнанием родителями, социальными работниками и педагогами социальных технологий, позволяющих ребенку адаптироваться в окружающем мире.
Значительная часть детей (дети группы риска), несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу [4, с. 5].
Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке названной категории детей к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических и практических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем социализации.
Эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных, социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защиты детей группы риска, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества [4, с. 6]. Важное место в комплексе названных составляющих компонентов подготовки детей к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации с использованием художественных технологий или арт-технологий.
Объект исследования
– дети как клиенты социальной службы.
Предмет исследования
– художественные технологии по адаптации детей группы риска в деятельности социальных служб.
Цель исследования
– рекомендации по усовершенствованию художественных технологий в деятельности социальных служб.
Задачи исследования:
1) выявить категории детей – клиентов социальной службы;
2) исследовать технологии социальной работы с детьми, клиентами социальной службы;
3) дать анализ художественных технологий в деятельности социальных служб и выявить особенности их реализации в социальной работе с детьми;
4) разработать рекомендации по усовершенствованию художественных технологий для работы с детьми.
Гипотеза исследования
. Использование технологий в социальной работе с детьми направлено на адаптацию и ресоциализацию ребенка. Поэтому знание и умение применять в практике социальной работы художественных – арт-технологии коллажирования позволит повысить эффективность деятельности социальных служб по адаптации детей группы риска.
Прочее о социологии:
Истор. пр-мы становления и развит-я с. р. в России
На более ранних этапах развития любого конкретного общ-ва (в т.ч. и рос-го) соц. р-та не была проф-ой, т. е. носила хар-р благотворительности и милосердия. В истории с. р. в Р. историки выдел. неск-ко этапов в ее становлении и развитии. 1 ...
Функции сервисной деятельности в преодолении дисгармонии между социальными
процессами и биологическими особенностями
человека.
Сервисная деятельность выполняет очень важные функции в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биологическими особенностями человека. Во-первых,
можно с высокой степенью вероятности предсказать, что в обозримой историческ ...
Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе.
Как показывает наука о человеке (понятие «человек» будет здесь употребляться в широком, родовом смысле — не как отдельный индивид, личность, а как человеческий род, социальная форма движения материи), он имеет биологические и социальные ...