1. как сфера социально – трудовых отношений
2. как форма социального взаимодействия, не связанная с процессом производства материальных благ, целью которой является достижение согласия между различными институтами общества относительно решения актуальных социальных проблем и перспективных задач.
Социально – трудовая сфера, как было сказано ранее, имеет нормативно – правовое оформление в виде закрепления его базовых позиций в законодательных актах, относящихся к отрасли трудового права. Социальное партнёрство, материально отражаемое в виде официального документа – коллективного договора, предусматривает установление определённого набора социальных гарантий для работников предприятия на случаи возникновения установленных и согласованных сторонами рисков, заключается на определённый срок (как правило пять лет) и действует на территории конкретно определённой организации в отношении официально занятых работников согласно штатному расписанию.
Однако такая форма социального партнёрства в России и в мире воспринимается как противоречивый феномен. Р. И. Цвылёв и Б. Г. Столповский в своей монографии «Социальные трансформации в России 1992 - 2004 гг.» отмечают, что «одни трактуют его как непозволительное «соглашательство» с работодателем за счёт ущемления прав работника. Другие видят в нём инструмент, форму и метод отстаивания прав работника от посягательств работодателя, их защиты на принципах равноправия и взаимного уважения интересов социальных партнёров». Кроме того, авторы подчёркивают, что создание полноценной и эффективной системы социального партнёрства в России «могло бы стать наиболее эффективным социальным инструментом защиты прав работников от издержек реформ, от отрицательных последствий процессов глобализации экономики и рынка труда». Таким образом, в сфере социально – трудовых отношений социальное партнёрство понимается как потенциально действенный способ защиты социальных прав работника от произвола работодателя, социальных рисков и негативной ситуации на рынке при условии соблюдения принципов равноправия сторон в процессе ведения переговоров, взаимного уважения, свободы высказывания своей точки зрения, т. е. отношения и сотрудничества работника и работодателя (партнёров) в положении социального равенства. В этом заключается его основное отличие от понимания социального партнёрства как формы взаимовыгодного социального взаимодействия общественных институтов.
Сфера наших интересов в рамках данной работы сосредоточена на раскрытии понятия, субъектов и процессов социального партнёрства как определения, относящегося к выделенным понятиям второй группы. Рассмотрим социальное партнерство как форму комплексного взаимодействия муниципальной власти, бизнеса и гражданского общества. Определим понятия данных субъектов. Начнём с муниципальной власти.
Власть определяется как «способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии». Муниципалитет (нем. . Munizipalität) понимается как «самоуправляемая административно-территориальная единица, с чётко определённой территорией и проживающим на этой территории населением». Следовательно, муниципальную власть можно определить следующим образом: социальный субъект, обладающий способностью и легитимной возможностью осуществления полномочий в рамках, определённых Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конкретной территории и проживающего на ней населения, представленный чётко определённым кругом лиц, являющихся служащими администрации муниципального образования (правящей элитой данной территории), и непосредственно осуществляющими действия по руководству отведённой им территорией с её материальными, природными и человеческими ресурсами. Муниципальная власть не относится к разновидности государственной власти и является по своей форме разновидностью общественной организации с собственным бюджетом, целями и программами функционирования. В круг полномочий муниципальной власти входит:
¾ социальные вопросы местного значения;
¾ полномочия в области жилищных отношений;
¾ полномочия в образовании;
¾ полномочия в здравоохранении;
¾ полномочия в области культуры;
¾ полномочия в области физической культуры и спорта;
¾ полномочия в организации погребения и похоронного дела;
¾ полномочия в области защиты прав потребителей ;
¾ полномочия по защите прав и интересов ребёнка;
¾ полномочия в оказании помощи вынужденным переселенцам и беженцам.
В сферу наших интересов относительно анализа муниципальной власти как субъекта социального партнёрства входит рассмотрение полномочий в сфере решения социальных вопросов местного значения. Согласно статьям 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в задачи местного самоуправления входит решение следующих социальных вопросов:
Прочее о социологии:
Профессиограмма социальной работы
Профессиограмма - описательно - технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессио ...
Ценностные и мотивационные приоритеты российских
предпринимателей
Малый бизнес развивается в определенных центрах, на базе сложившихся неплохих стартовых условиях. Но он очень плохо приживается в целом по России. В этом отношении регионы очень дифференцированы. В связи с этим встает проблема оценки созд ...
Развитие межнациональных отношений в современном мире
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские - 79.8%, другие национальности - 19,2% (татары - 20%, украинцы - 10.6%, башкиры - ...