• Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты



Концептуальная схема анализа научных коммуникаций
Страница 2

Информация о социологии » Социологические эффекты массовой коммуникации » Концептуальная схема анализа научных коммуникаций

Значимое место в культурно - информационном пространстве молодежи занимают телевидение, Интернет, радио, а также просмотр фильмов (в кинотеатрах или домашнем видео). Чаще всего СМК в жизни молодежи выполняют информационную и развлекательную функции. Благодаря информационным телевизионным передачам молодежь узнает о событиях происходящих в стране и регионе (48%). При этом, чем старше возраст молодых людей, тем реже они обращаются за удовлетворением информационных потребностей к телевидению. В лучшем случае - обращаются к Интернету, в худшем - не пользуются никакими источниками (62% интересующихся новостной информацией в 18-20 лет обращаются к Интернету). Стоит заметить, что две трети молодого населения крупного провинциального города не удовлетворены содержанием средств массовой коммуникации в познавательном контексте, в особенности телевидением. "Познавательных передач на телевидении слишком мало, по сравнению с развлекательными, а те, которые существуют неинтересные и дают мало новой информации" (фокус-групповое обсуждение, школьники 15-17 лет).

В удовлетворении информационных и ценностных потребностей молодежи важную роль играют кинофильмы. Молодые люди признают, что отдельные фильмы произвели на них неизгладимое впечатление, изменили отношение к жизни, после их просмотра они приняли важное решение. Для школьников такими фильмами в последнее время стали "Зеленая миля" (США), "Изгой" (США). "Я посмотрел фильм "…" и понял, что необходимо добиваться желаемого, не смотря ни на что". Для студентов такими фильмами стали "Эффект бабочки" (США)"Клик" (США), "Феномен" (США). Благодаря им, сформировалось чувство важности поступков для выстраивания своей судьбы: "…о человеке помнят по его делам". Эти фильмы формируют модели поведения в будущем, а иногда даже побуждают к свершению каких - либо поступков: "После просмотра фильма "Клик" я поняла, что, мы мало уделяем внимания близким людям. Я обзвонила друзей и родственников, интересовалась, как у них дела".

В перечне фильмов, влияющих на мировоззрение молодежи, нет российских. И это первый искаженный эффект СМК: отечественная киноиндустрия, которая репрезентирует базовые установки и ценности российского общества, слабо затрагивает глубинные установки нового поколения. Подростки отмечают - "западные фильмы часто демонстрируют ничтожность существования человека", "не показывают, как преодолевать российские трудности".

Изучение особенностей влияния массовых коммуникаций на молодежь в возрасте 15 - 17 лет, когда идет активный поиск жизненных ценностей, показало: воздействие СМК на молодое сознание является "нелобовым". Юношество утверждает, что телевизионные передачи не оказывают на их жизненные принципы большого воздействия, при этом - копируют манеру поведения запомнившихся актеров. Это второй искаженный эффект СМК: косвенное воздействие путем навязывания стереотипов мышления и поведения.

Среди базовых жизненных ценностей у молодых людей 15-17 лет в российской провинции лидируют семья, образование, материальное благополучие. Они считают, что именно эти ценности помогут им добиться желаемого в жизни. Такие качества как самопожертвование, коллективность, присущие русскому народу, большинство молодых людей отрицает. По их мнению, они не нужны в современном обществе, "существует множество других способов для достижения своих целей". Молодежь в возрасте 19 - 20 лет к основным жизненными ценностям относит семью, материальное благополучие и общение. Чем старше возраст молодых людей, тем меньше признание образования в качестве основной жизненной установки. Это третий искаженный эффект СМК: недостаток серьезных образовательных и научно-популярных передач для молодежи оборачивается отсутствием серьезного отношения к образованию как к средству социальной мобильности.

В ходе проведения фокус - групп выяснилось: уровень патриотизма молодых россиян тесно связан с той информацией, которую преподносят СМК. У большинства старших подростков складывается негативный образ страны после просмотра ежедневных информационных передач. Они считают, что российские и местные новости часто носят отрицательный характер: "После просмотра новостей, создается впечатление, что в регионе и в стране все очень плохо". Это можно отнести как на счет содержания массовой информации (действительно, часто критической), так и на особенности восприятия информации в молодом возрасте (несформированные механизмы защиты негативную информацию делают более весомой). Это четвертый эффект массовой коммуникации: более сильное воздействие на молодое поколение негативной информации, что не способствует формированию патриотических чувств.

Провинциальная молодежь в большей степени чувствует себя частью страны, а не региона. Молодых людей меньше интересуют события, связанные с малой Родиной - областью, населенным пунктом. Они пессимистически смотрят на дальнейшее развитие региона, не доверяют местным органам власти: "По телевидению говорят одно, а в жизни все складывается по-другому". Пятый эффект - идентификация с общностью страны, которая дает больше возможностей для будущей жизни.

Страницы: 1 2 3


Прочее о социологии:

Профессиональные черты социального работника. Этические аспекты социальной работы
В своей основе социальная работа предстает как нормативная деятельность. Она непосредственно связана с нравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально одобряемым или неодобряемым, " ...

История возникновения проблемы дискриминации. Современный тип экономики и его основные негативные стороны
Дискриминация в сфере экономических отношений – явление достаточно распространенное. Например, ценовая дискриминация – это установление различных цен на один и тот же товар или услугу (вне зависимости от издержек) для разных покупателей. ...

Жизненный цикл семьи
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, посл ...

  • Разделы

    • Главная
    • Молодёжная субкультура
    • Генофонд России
    • Социальные роли
    • Общество - понятие, признаки, типология
    • Типология брака и семьи
    • Социальная политика
    • Информация о социологии




2013-2025 - All Rights Reserved - www.centralsociology.ru