• Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты



Роль коммуникации в конструировании событийной линии социальной реальности
Страница 1

Информация о социологии » Социологические эффекты массовой коммуникации » Роль коммуникации в конструировании событийной линии социальной реальности

Реальность является продуктом конструирования, которое осуществляет индивид исходя из своего мировоззрения. Иначе говоря, каждый индивид создает собственные версии реальности, объединяющие метафорические аспекты освоения действительности с интерпретацией ее содержания. Тем самым подчеркивается обоюдонаправленный характер конструирования "реальности": как с точки зрения создания индивидом собственных версий, так и с точки зрения их интерпретации и понимания.

Таким образом, социальная реальность в своей основе - это мир опыта, он конструируется во взаимодействиях, коммуникациях.

В общем виде под коммуникацией принято понимать обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Коммуникация есть сложный, символьный, личностный, транзакционный и часто неосознаваемый процесс. Коммуникация позволяет участникам выразить некоторую внешнюю по отношению к самим участникам информацию, внутреннее эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают друг относительно друга.

Существует научный подход, где коммуникация рассматривается как конститутивный фактор поведения и деятельности людей, а не как простой обменный процесс между переработчиками информации. Под таким углом зрения "известные" или "очевидные" свойства действительности становятся таковыми лишь благодаря коммуникативному действию. Это в свою очередь подразумевает, что информационные средства - не просто репрезентации мира out there или атрибуты "работы, которую сообщение позволяет выполнить получателю", а неотъемлемая часть общения. Их значимость находится не в отношении к объективируемой действительности, а в отношении к другим информационным средствам. Информационные средства - идеологически окрашенные, в широком смысле, дискурсивные реализации - играют конститутивную роль в коммуникации, создавая иллюзию единственного познаваемого мира (если их рассматривать как его прямые репрезентации) и способствуют познанию предположительно независимой от самого общения действительности. Будучи продуктом коммуникации, информационные средства отображают ее социальную организацию.

Социальное пространство, становящееся все более интегрированным на основе носителей сообщений, обретает свойства коммуницируемости, что в практическом плане открывает неведомые доселе горизонты свободы и в то же время создает неуловимые и незримые механизмы символического насилия. Коммуницируемость это и проницаемость пространства социума для носителей коммуникации, социальных технологий, и в то же время это обретение каждой социальной единицей (вплоть до конкретного человека) способности "вещать" о себе, заявлять о своем существовании. В способности коммуницировать носитель информации все более проявляет себя как ее мультипликатор, бесконечно увеличивающий мощь воздействия на объекты коммуникации и на себя самого в качестве такого же объекта.

Понятие социальной коммуницируемости отражает особенность социального пространства современности "сообщаться" посредством технических средств со всяким другим пространством, а также быть способным "вещать" о себе посредством дискурсивных практик, идеологий, символических форм, гипертекстов и непосредственной коммуникации.

В соответствии с идеей Э. Гидденса, "глобализирующие тенденции модернити одновременно экстенсиональны и интенсиональны - они связывают индивидов с системами больших масштабов и на локальном и на глобальном уровнях". Интенсификация мировых социальных отношений такова, что в ходе нее все места планеты соотносятся таким образом, что локальные события определяются событиями, происходящими далеко от них, и наоборот. В то же время "поток ежедневно притекающей информации, вовлеченной в жизнь "одного из миров", может когда-нибудь стать непреодолимым".

Страницы: 1 2


Прочее о социологии:

Основная часть. Определение понятия «семья», история развития, и её функции
Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Семья один из самых древних со ...

Виды безработицы
Характер и типы безработицы, а также ее классификация зависят в первую очередь от социокультурной, экономической и личностной подсистем общества. Каждый из этих факторов в зависимости от страны и времени накладывает свой отпечаток на сист ...

Теоретические подходы к ориентированию и мобильности. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения
Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве. Ос ...

  • Разделы

    • Главная
    • Молодёжная субкультура
    • Генофонд России
    • Социальные роли
    • Общество - понятие, признаки, типология
    • Типология брака и семьи
    • Социальная политика
    • Информация о социологии




2013-2025 - All Rights Reserved - www.centralsociology.ru